Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь
на обработку Ваших персональных данных и принимаете Политику конфиденциальности

Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием? Азбука саморегуляции

Автор Румянцева Т.В.

Часто поводом обращения ко мне как психологу на индивидуальные и семейные консультации служат трудности в управлении своими эмоциями, чувствами у моих клиентов. Когда вспышки гнева, агрессии, обиды или ревности захлестывают самого человека изнутри и выплескиваются на его близких в самых неподходящих ситуациях.
Эта статья для Вас: тех, кто хочет понять динамику эмоциональных процессов и научиться ею управлять не только у себя, но и помогать своим близким в этом нелегком деле.

Что важно учитывать? На какую информацию можно опираться чтобы научиться саморегуляции?
Прежде всего важно осознать громадную роль эмоций. Невозможно представить нашу жизнь без переживаний, чувств, эмоций. Они сопровождают нас повсюду: дома, в гостях, когда мы учимся и работаем. Наши взлеты и падения, радости и горести – все наполнено чувствами. Они несут в себе очень важную для нас информацию: хорошо нам или плохо, являются показателями удовлетворения наших потребностей.
Многие привыкли отмахиваться от чувств, эмоций, не придавать им значения, считая что переживания отвлекают от серьезных дел, раздумий. Есть даже такое представление — заблуждение, что умный человек – это человек рациональный, без чувств. А эмоциональный человек – это слабый человек.
С точки зрения психологии эти представления далеки от реальности, а главное мешают людям жить в ладу с самими собой. Поскольку наличие контакта со своими чувствами и эмоциями, умение их понимать и управлять ими определяют здоровье не только психологическое, но и психическое. Не случайно в медицине есть специальный термин — «алекситимия», обозначающий затруднения в передаче своих чувств, состояний, в неумении выражать конструктивно во вне свои эмоции. Алекситимия чаще всего наблюдается при психосоматических заболеваниях (таких как язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца и т.д.).
Если человек пытается уйти от своих чувств, стараясь их подавить или не замечать, прячется от них, то тогда он теряет ориентиры и для себя самого. Ему становится тяжело принимать решения, осуществлять выбор между альтернативами, поскольку, подавив неприятные эмоции человек, теряет для себя и внутренние индикаторы, что является для него хорошим, а что плохим, ему становится трудно отвечать на вопросы, что он хочет делать, а чего не хочет делать. А так как чувства едины, то избегание и подавление так называемых отрицательных переживаний: страха, тревоги, злости, приводит к уменьшению выраженности и таких приятных эмоций и состояний как радость, удовлетворение, вдохновение. Мало того, удержание и зажимание в себе недовольства, обиды, злости, тревоги приводит к обострению наших болезней, появлению головных болей, состояния усталости, напряженности и разбитости.
Велико значение чувств и в стрессовых ситуациях, при кризисах: потери близкого человека, увольнении, переезде, авариях и т.п. Очень важно в таких обстоятельствах помочь человеку пережить свои эмоции, дать им излиться наружу. Только полное проживание имеющихся тяжелых чувств помогает человеку перейти к более конструктивному разрешению стрессовых ситуаций, принятию их неизбежности, помогает осмыслить их, пережить и жить дальше. Неслучайно на прощание с близким человеком раньше было принято приглашать плакальщиц – они способствовали своими причитаниями выходу наружу скорбных чувств. Без этого выхода наружу чувств человек может впасть в длительную депрессию.
Перефразируя известные слова из песни можно сказать: «наши чувства — наше богатство». Они показатель опыта человека, его жизненной мудрости, а поэтому требуют к себе нашего бережного и внимательного отношения. Именно принятие всех наших переживаний, чувств, эмоций, их проживание способствует и возможности ими управлять в полной мере. Создает ощущение полноты жизни.
Таким образом, обращение человека со своими чувствами, переживаниями является индикатором его психологического и психического здоровья. Чуткое отношение к ним способствует улучшению самочувствия, в то время как непринятие своих эмоций способствует появлению различных проблем как в здоровье, так и в общении с другими людьми: близкими, друзьями, знакомыми, коллегами и т.д.
Конечно, каждый человек может сам справиться со своими эмоциями и чувствами. Но иногда требуется помощь других людей. Особенно от помощи друзей, родственников нельзя отказываться в кризисных, экстремальных ситуациях. Толчок к пониманию и управлению своими эмоциями, к преодолению эмоциональных затруднений могут дать и специалисты: психологи, психотерапевты. Именно эти специалисты на основе профессиональных знаний и умений помогают человеку справиться с кризисными переживаниями. Помогают человеку научиться понимать свои эмоции и управлять ими.

Начать диалог со своими эмоциями и переживаниями никогда не поздно, достаточно задать себе следующие вопросы:
«что я чувствую?», «когда и в какой ситуации, в связи, с чем эти чувства возникли?», «какую информацию несут эти эмоции?», «с какими потребностями связаны эти эмоции?», «что я могу сделать в связи с данными потребностями и чувствами?».
Важно внимательно, не торопясь отвечать на все эти вопросы, принимая и не отбрасывая, все что проявляется и идет из нашего внутреннего Я. Если по началу ответы даются с трудом и медленно возникают, то со временем диалог с собой (своими эмоциями, переживаниями) становится более непосредственным, спонтанным. Человек приходит к пониманию не только своих эмоций и умению управлять ими, но для него становится возможным и определение наиболее важных своих потребностей, а также определение путей их удовлетворения через постановку цели и выбора способов действий.
В конечном итоге, повседневный диалог с собой (своими эмоциями) способствует появлению внутренней гармонии, ощущению удовлетворенности, улучшению взаимопонимания и отношений с другими людьми.

Статья написана на материале моей монографии:
Румянцева Т.В. Саморегуляция и профессиональная идентичность педагогов общеобразовательных школ. Монография.- Ярославль: МОУ ГЦРО, 2012, 178 с.
При копировании статьи — указание ссылки на сайт обязательно!